В этом году на заседании Коллегии Министерства транспорта обсуждались итоги работы дорожной отрасли в 2022 году и планы ее развития до 2025 года. Особое внимание уделили проблеме экологической безопасности в России.
Минтранс планирует инвестировать ресурсы в энергосберегающие технологии, базирующиеся на принципах экологической ответственности. Одним из первых действий станет ускоренный переход на технику, способную работать на альтернативных источниках энергии. На сегодня уже реализуются проекты по строительству инфраструктуры для электробусов, троллейбусов и другого вида транспорта.
В сфере строительства автодорог разработали мероприятия по компенсационному озеленению с целью сохранения экологического баланса. Появляются зеленые переходы для диких животных, ограждения и направляющие для них.
Касаемо самого строительства, то все чаще используются ресурсы вторичной переработки. Например, при реконструкции автобанов с успехом используются методы регенерации и рециклинга бывших в использовании материалов дорожной одежды. Рециклинг старого покрытия может проводиться без регенерации его свойств. Например, в случае применения гранулята асфальтового лома для укрепления обочин дорог отсутствует потребность в восстановлении пластичности. Однако этот процесс необходим асфальтобетонной смеси при ее вторичном использовании в дорожном покрытии. Существуют случаи применения фосфогипса при строительстве дорог. Это тип отходов, который образуется при производстве удобрений.
Про пластик
Вероятно, в скором времени разработают программы с применением переработанного пластика. К 2025 году, по ожиданию ученых, объём производимых пластиковых отходов на Земле увеличится до 650 миллионов тонн в год. И дорожная отрасль способна использовать этот материал в своей деятельности.
Рециклинг – один из основных методов борьбы с загрязнением окружающей среды. К сожалению, в России процесс запущен еще не активно. Для реализации проектов требуется внедрение технологий по сбору и сортировки пластиковых отходов, изменение действующего законодательства.
Однако уже есть опыт использования переработанного пластика при создании дорожных покрытий. Ученые из Пермского политехнического университета предложили способ безопасной утилизации пластика без сжигания отходов, что не несет вреда окружающей среде. Они предлагают делать асфальтобетон с добавлением микропластика. В результате проведенных экспериментов выявилось, что эта операция значительно повышает морозоустойчивость асфальтного покрытия.
В итоге, технология следующая: разнообразные пластиковые отходы измельчаются и смешиваются с асфальтобетоном. Получившийся композитный материал выходит устойчивым в условиях экстремально низких температур. Это имеет большое значение для развития северных российских регионов и сибирских областей. Преимуществом использования пластиковых отходов в создании дорожного покрытия будет улучшение экологической обстановки и стабильное, постоянное избавление от мусора, загрязняющего не только большие города, но и мировой океан.
Большой потенциал потребления пластмассы дорожными компаниями поможет снизить расходы на прокладку и содержание магистралей улучшит социально-экономический статус города. Однако одна из проблем для внедрения новых типов покрытия – отсутствие нормативной базы. Тоже самое с отсутствием технических стандартов по работе с полимерами. Внесение изменений в технический регламент требует соответствующего ГОСТа. Есть надежда, что подобный документ появится, так как дорожные одежды с содержанием пластика успешно применяется за рубежом.