Полосатый рейс

Польза и вред выделенных полос для маршрутных транспортных средств.

Ни для кого не секрет, что с каждым годом в нашей стране увеличивается количество личного автотранспорта. Вместе с тем, количество общественного транспорта постепенно неуклонно снижается.

По данным Росстата с 2000 по 2019 годы, количество личного автотранспорта выросло с 19,2 до 46,3 миллионов. В то же время пассажирооборот автобусов общего пользования сократился с 173,4 до 122,4 миллиардов пассажиро-километров, за аналогичный период. Это несмотря на то, что в некоторых крупных городах исчезли целые виды общественного транспорта. Например, трамваи и троллейбусы.

Однако вопреки сложившейся тенденции, ярко выраженной в статистических выкладках, в крупнейших городах России вводятся в эксплуатацию выделенные полосы для движения общественного транспорта. Этот процесс вызывает, во многом обоснованную, тревогу у большинства автолюбителей. Действительно, выделение одной полосы из трех существующих, казалось бы, сокращает жизненное пространство автолюбителя в полтора раза. Рассмотрим ситуацию подробнее.

Свод правил градостроительного проектирования (СП 396.1325800.2018) дает нам следующее определение:

«Выделенные полосы движения для наземного пассажирского транспорта общего пользования: полоса движения на основной проезжей части, выделенная разметкой или конструктивно и предназначенная исключительно для движения наземного пассажирского транспорта общего пользования».

Пункт 18.2 ПДД РФ допускает движение по выделенной полосе, помимо пассажирского общественного транспорта следующих категорий транспортных средств:

  • школьных автобусов;
  • легковых такси;
  • велосипедистов.

Также есть некоторые исключения для городов федерального значения, определяемые нормативными актами этих субъектов страны.

Праведный гнев автолюбителей распаляется тем фактом, что при наличии специальной полосы для движения общественного транспорта, водители автобусов не обязаны двигаться строго в ее пределах.

Во многих местах полоса является выделенной только в дневное время, например с 6-00 до 23-00, однако необходимость в пространстве на дороге для большинства владельцев личного транспорта остро ощущается именно в этот период времени. Ночью транспортный поток и так не велик.

Тема тенденций развития современной транспортной инфраструктуры требует более тщательного анализа, поэтому следите за нашим сайтом и telegram-каналом. Здесь мы регулярно публикуем материалы на эту тему.

По проблеме же автобусных полос можно сказать следующее:

  • Во-первых, автотранспорт в крупных городах сам по себе существенно разгружает транспортный поток. Пятьдесят, даже очень крупных, человек, компактно упакованные в 10 кубометров автобуса, занимают гораздо меньше места в потоке, нежели пятьдесят самых маленьких автомобилей.
  • Во-вторых, тенденция к урбанизации, очередную волну которой сейчас испытывают мегаполисы, неизбежно приведет к увеличению пассажиропотока в самых крупных городах РФ, а улично-дорожная сеть существенно не расширится. Хотя количество городского общественного транспорта все же будет увеличиваться, со временем. Недаром попытки локализовать автобусы в отдельной полосе участились именно в последние годы.
  • И, наконец, в-третьих, передвижение на общественном транспорте (при его наличии и доступности, с чем пока наблюдаются существенные проблемы), выгоднее финансово, экологичнее, а при наличии выделенных полос быстрее и удобнее (в автобусах даже кондиционеры появляются!).

Таким образом, дорогие друзья-автомобилисты, учитывайте общественные интересы, уступайте дорогу отъезжающим от остановки автобусам. А во время длительного стояния в пробках в часы пик, не ругайте чиновников и инженеров, предусмотревших выделенные полосы. Кроме того, можно задуматься, не стоит ли хоть иногда, в качестве социального эксперимента или, даже духовного подвига, самому воспользоваться общественным транспортом.