На совместном заседании комиссий Госсовета РФ по направлению «Энергетика» и «Транспорт» обсудили планы по строительству пограничного перехода Джалинда в Амурской области до провинции Хэйлунцзян Китайской народной республики. Будущий автомобильно-железнодорожный мост через Амур может помочь разгрузить железнодорожные пути Восточного полигона Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Об этом в среду, 8 февраля, сообщает пресс-центр Республики Саха (Якутия) в Москве.
Глава Якутии Айсен Николаев в ходе заседания отметил заинтересованность региона в продвижении проекта. Его реализация позволит перевозить около 20 млн тонн различных грузов из республики в Китай. Так как уголь является грузом с низкой добавленной стоимостью, власти республики выступают за то, чтобы это была инфраструктура общего пользования без дополнительной финансовой нагрузки на грузоотправителей.
Предполагается, что компания «Железные дороги Якутии» выступит подрядчиком в строительстве железнодорожных подходов к пограничному переходу в Джалинде. Речь идет о заброшенном участке «Сковородино – Рейново», по которому можно будет привозить грузы из Якутии. Также может возобновиться работа смешанного пограничного пункта пропуска. Он позволит начать грузовые перевозки до окончания строительства железнодорожных путей к Джалинде. Экспортируемые из Якутии товары смогут завозить до этого пункта речным транспортом и автомобилями.
Осенью 2022 года на экономическом форуме во Владивостоке представители Якутии и Амурской области подписали меморандум о сотрудничестве по строительству моста «Джалинда – Мохэ». Добыча угля в Якутии за 2022 год превысила 39 млн тонн, что на 26 % больше, чем в 2021 году. Экспорт угля в регионе также вырос – якутские поставки угля в восточном направлении увеличились на 23 % и достигли почти 26 млн тонн, что стало максимумом за последние годы. Пропускная способность на участке «Нерюнгри – Тында» за минувший год выросла с 8 млн тонн до почти 22 млн. До конца 2024 года ожидается рост до 28 млн тонн.
Напомним, в настоящее время между Россией и Китаем через реку Амур осуществляются грузоперевозки по автомобильному мосту «Благовещенск – Хэйхэ». Движение по нему было запущено 10 июня 2022 года, а средства, вложенные в строительство, планируется окупить за 16 лет. Во время торжественной церемонии открытия губернатор Амурской области Василий Орлов назвал целесообразным строительство еще двух мостовых переходов – «Джалинда – Мохэ» и железнодорожного моста «Благовещенск – Хэйхэ» в Каникургане.