Около 100 мостов в России были разрушены за период 2018 года. При этом только за первый месяц обвалились 11 мостов. Иногда в стране падало по несколько мостов в день. 9 октября 2018 года в городе Свободный, Амурской области, два пролета автомобильного моста рухнули на Транссибирскую железную дорогу, пострадал водитель грузовика. В тот же день в Мордовии из-за проезда грузовика обвалился автомобильный мост. Нередко причиной обвала мостов являются некачественные строительные работы, так же из-за хронического недофинансирования региональных дорожных фондов проблема обрушения мостов будет только усугубляться.
Большое количество мостов находится в аварийном состоянии, зачастую речь идет прежде всего о мостах регионального и муниципального значения. Необходимо понимать состояние региональных дорожных фондов, чтобы произвести текущий ремонт дорожной инфраструктуры – там элементарно нет денег. Кроме того, многие мосты в России построены еще в 60-70-х годах и были рассчитаны на нагрузку автомобилей того периода, если раньше закладывали нагрузку на мост на пять-шесть тонн, а сегодня автомобили весят от восьми до 12 тонн.
Цель обследования – определение ремонтопригодности моста и его отдельных элементов и сбор всей необходимой информации для разработки проектной документации и принятия правильной стратегии по реконструкции сооружения. На фото ниже показаны дефекты мостовых сооружений, диагностированные вовремя, что позволило избежать чрезвычайных ситуаций:
В соответствии с ОДМ 218.4.001-2008 «Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах» обследования должны проводиться 1 раз в 5 лет.
На фото ниже данным положением пренебрегли, что привело к человеческим жертвам:
Обследование мостовых сооружений проводят:
- при сдаче мостовых сооружений в эксплуатацию после строительства или реконструкции;
- после выполнения работ по ремонту и капитальному ремонту;
- периодически в процессе эксплуатации для контроля состояния и планирования ремонтных работ;
- при разработке проектов ремонта, капитального ремонта или реконструкции;
- по результатам осмотров эксплуатирующих организаций.
Во время обследования моста производится следующий комплекс работ:
- обмерные работы (определение основных размеров сооружения, определение толщины слоев дорожной одежды на проезжей части, измерение подмостового пространства др.);
- визуальное обследование видимых частей моста с фотографированием конструктивных элементов, дефектов и отступлений от действующих норм;
- инструментальное обследование и тесты по определению качества материалов конструкций;
- изучение и анализ технической документации на мост;
- анализ результатов предыдущих обследований;
- обработка данных по обследованию (составление схемы моста, поперечного сечения, ведомости дефектов сооружения, обработка результатов геодезических измерений и др.).