Росавтодор совместно с профильными ведомствами продолжает реализацию программы по восстановлению существующих и запуску новых автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Эта комплексная работа направлена на обеспечение сохранности и безопасности дорог, сообщает пресс-служба ФДА.
К концу 2030 года на федеральных трассах России будет работать 417 пунктов. В том числе 371 – на трассах, подведомственных Росавтодору. Все пункты собираются объединить в единую федеральную государственную информационную автоматизированную систему весогабаритного контроля транспортных средств (АСВГК). Минтранс РФ подготовил поправки в ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…». Изменения вводят понятие АСВГК. Планируется, что система будет формировать акты результатов измерений грузовиков со всех пунктов страны и станет общим центром сбора, обработки, анализа и хранения информации. Также в ходе создания системы намерены решить проблему неотвратимости наказания в случае массового сокрытия номеров авто – сейчас это более 80% нераспознанных нарушителей. В АСВГК будут формироваться все акты измерений весогабаритных параметров на автоматических, передвижных и стационарных пунктах. К ним предъявляются единые требования подключения и защиты информации. Часть функций системы должна заработать к сентябрю 2024 года, но основное подключение всех пунктов к системе начнется с 1 марта 2025 года.
Кроме того, разработали проект программы устройства новых автоматических пунктов в рамках капитального ремонта, строительства и реконструкции участков дорог. Например, ФКУ Упрдор «Россия» запустило в работу современный автоматизированный пост весогабаритного контроля отечественной разработки на 577-м км слева и 580-м км справа федеральной трассы М-10 «Россия» в Новгородской области. Работы выполнили в рамках капремонта участка дороги с 570-го по 585-й км. На объекте восстановили дорожную одежду, основание, досыпали обочины и земляное полотно, переустроили сети, отремонтировали водопропускные трубы, восстановили ливневую канализацию, водоотвод, устроили очистные сооружения. Работы по обустройству участка включали также восстановление ограждения, знаков и разметки, монтаж Г- и П-образных опор, ремонт автобусных остановок и монтаж автопавильонов, ремонт пешеходных дорожек с покрытием из асфальта, а также восстановление пешеходного ограждения.
После установки пункта контроля снизилось число нарушений: в октябре 2023 года на данном участке трассы было в три раза меньше нарушений весовых параметров по сравнению с началом года. Аналогичные пункты будут устанавливаться в рамках капремонта других трасс, например, дорог Р-56 «Великий Новгород – Сольцы – Порхов – Псков» и А-122 «а/д А-114 – Устюжна – Крестцы – Яжелбицы – Великие Луки – Невель».
Ранее оснащение пунктов весогабаритного контроля позволяло проводить проверку только незначительного количества машин и только при остановке. Сейчас все измерения производятся без остановки грузовика при скорости от 1 до 140 км/ч. Погрешность не превышает 10 % и решается в пользу водителя.
На АПВГК установлено табло обратной связи для информирования водителя о нарушениях. Во время проверки система отправляет информацию в защищенную базу данных ФКУ «Росдормониторинг», где дополнительно уточняются показатели превышения, а также изучается факт наличия специального разрешения. Если разрешения нет, информация о нарушителе направляется в Ространснадзор, где выносят постановление о привлечении к административной ответственности. Средства от уплаты штрафов поступают в федеральный дорожный фонд, откуда направляются на дорожные работы.
К единой системе планируют подключить и АПВГК, расположенные на региональных дорогах. На сегодняшний день на региональных трассах работает 386 таких пунктов, а к концу 2030 года в 81 субъекте страны должны функционировать 598 «весов» на региональных и местных дорогах. Параллельно ведется работа по организации своевременного и полного информирования пользователей дорог о зафиксированных превышениях их транспортных средств через личный кабинет.
Фото: пресс-центр Росавтодор