Россия опережающими темпами внедряет инновационные технологии в логистике. Одной из первых в мире страна запустила беспилотные грузоперевозки автотранспортом. Первые «Камазы» с автопилотом отправились по трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург. В беседе с ФАН профессор Высшей школы бизнеса Евгений Зараменских рассказал, зачем в РФ нужны грузовые беспилотники, в чем их выгода и как проект будет масштабироваться в регионах.
Специалист обратил внимание, что с технической точки зрения, современные беспилотные грузовики имеют значительный потенциал развития.
«Запущенные на трассе М-11 магистральные тягачи “КАМАЗ-5490” характеризуются уровнем автономности “3+”. Это значит, что водитель присутствует в кабине, следит за дорогой и выполняет инженерные функции, хоть и не управляет автомобилем. Пятый же, максимальный уровень, предполагает полную автономность и не требует участия человека: в таких транспортных средствах руль может и вовсе отсутствовать», — пояснил собеседник ФАН.
По словам профессора, эксперименты с беспилотными грузовиками пятого уровня начнутся в России в 2025-2026 годах.
На фоне этого логичным выглядит вопрос целесообразности интеграции беспилотных грузовиков в уже существующие бизнес-модели, а также, насколько будет успешен проект в экономическом плане.
«Отдельные компании, включая ООО “ПЭК” и SberAutoTech, уже заявили о планах по запуску регулярных коммерческих перевозок посредством беспилотных грузовиков в ближайшие месяцы. По предварительным оценкам Минтранса РФ, сделанным еще до запуска беспилотных грузовиков на трассе М-11, скорость доставки коммерческих грузов увеличится на 25%, а себестоимость перевозок может снизиться на 15%», — отметил специалист.
Данные показатели, по мнению эксперта, имеют предпосылки для кратного роста по мере увеличения числа «умных» дорог и беспилотных транспортных средств в России. Дальнейшая реализация беспилотных логистических коридоров возможна как в южных регионах, так и в крупных городах восточной части России, включая Казань и Екатеринбург.
«Следует учитывать, что подобные проекты требуют не только наличия беспилотных грузовиков и введения экспериментального правового режима. На трассе М-11 задействован программно-аппаратный комплекс АСУДД М-11 «Нева», включающий порядка две тысячи единиц оборудования, которое необходимо для взаимодействия с беспилотниками и формирования цифрового двойника дороги», — резюмировал профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Евгений Зараменских.
Ранее заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов выразил уверенность, что составы московского метро могут перейти на беспилотное управление через 5-10 лет.
Фото: Пресс-служба Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Источник: сайт ФАН