Новый Шелковый путь: актуальное состояние и влияние на Россию

Продолжается строительство российского участка транспортного коридора, который соединит Китай и Европу.

История торговых взаимоотношений восточной Азии и Европы насчитывает более двух тысяч лет. Во II веке до нашей эры возникает первый международный сухопутный транспортный коридор, который мы знаем под именем Великого Шелкового Пути. Тогда путь не проходил по территории современной России. Да и до становления российской государственности оставалось еще несколько столетий.

Сегодня Российская Федерация не только занимает самую большую территорию на планете, но и стоит на шестом месте в рейтинге крупнейших экономик мира (по данным МВФ). Такие географические и экономические показатели не могут не повлиять на прохождение современных торгово-транспортных артерий.

Самой перспективной автомагистралью для современных караванов выглядит «Европа – Западный Китай». Часть этого международного транспортного коридора пройдет по территории России. Именно об этом участке мы сегодня и поговорим.

О паспорте проекта «Европа – Западный Китай»

29 января 2019 года проектный комитет во главе с министром транспорта РФ утвердил паспорт федерального проекта «Европа – Западный Китай». Целью проекта было заявлено развитие транспортных коридоров за счет строительства к 2024 году 826 км российских участков автомобильных дорог, относящихся к одноименному международному транспортному маршруту. Окончание работ планировалось в 2024 году. В проекте указаны два основных объекта:

  • Автомобильная дорога «Москва – Нижний Новгород – Казань» – стоимость объекта 539,5 млрд. руб. РФ – скоростная магистраль 1-й категории, длиной 729 км;
  • Обход города Тольятти с мостовым переходом через Волгу – стоимость объекта 115,5 млрд. руб. РФ – скоростная магистраль 1-й категории, длиной 97 км, включая почти 4 км мостового сооружения.

Перейдем к более свежим нормативным источникам. 20 июня 2022 года распоряжением Правительства России № 1601-р утвердили три перечня мероприятий по осуществлению дорожной деятельности в 2023 – 2027 годах. Они в совокупности получили в народе название «дорожная пятилетка». 29 декабря того же года вышло распоряжение № 4353-р, вносившее в эти перечни изменения.

Обход города Тольятти в перечнях пятилетнего плана не упоминается. Но он к настоящему времени практически окончен, достраивается мост. Данный мост, имеющий по плану две полосы для движения в каждом направлении, принесет существенную пользу для региона. Даже если рассматривать его вне рамок проекта «Европа – Западный Китай». Единственным мостом через Волгу в районе Тольятти является мост на участке трассы М-5 Жигулевск–Тольятти. Трасса в этом месте имеет две полосы для движения в обоих направлениях. Она расширяется только непосредственно на мосту, что, естественно, приводит к транспортному коллапсу при малейшем отклонении дорожных условий от идеальных. Строительство автодороги в обход Тольятти позволит пустить основной поток грузовиков в обход города. Это, в свою очередь, позитивно скажется на комфорте и безопасности городской среды в целом.

Автодорога «Москва – Нижний Новгород – Казань» в рамках «дорожной пятилетки» находится на первой позиции. Что уже говорит о важности проекта «Европа – Западный Китай» для экономики России. Полная сметная стоимость объекта в актуальной редакции постановления составляет 901,5 млрд. рублей. А дата ввода в эксплуатацию 2024 год. Нет сомнений, что данный участок будет открыт в установленный срок, даже если это потребует дополнительных финансовых вложений.

Остается два участка, не упомянутых в паспорте проекта. Самая северная часть «Нового Шёлкового пути» – платная скоростная трасса М-11 «Нева». Ее ввели в эксплуатацию в ноябре 2019 года. Вопрос о последнем участке, похоже, остается открытым и по сей день. Наиболее перспективным кажется вариант прохождения через Самару и Оренбург с учетом постройки участка в обход Тольятти.

Что же даст открытие коридора России?

«Европа – Западный Китай» – крупномасштабный международный проект, инициатором, главным инвестором и главным бенефициаром которого является Китайская Народная Республика. Большая часть пути находится именно на территории этого государства. Что же даст открытие коридора нашей стране? На наш взгляд выгоду для Российской Федерации можно описать следующими тезисами:

  • Увеличение товарооборота с КНР – данный пункт самый очевидный, однако преувеличивать его значимость не стоит. Примерно 80% товарооборота осуществляется морским транспортом. Также большое значение имеют железные дороги. На общем фоне даже кратное увеличение поставок автотранспортом существенно на картину не повлияют.
  • Контроль сухопутного транзита товаров из стран восточной и юго-восточной Азии в Европу (и обратно) позволит взимать как транзитные пошлины, так и напрямую плату за проезд по автомагистралям. Да-да, халявы не будет, к сожалению, для своих граждан в том числе.
  • Развитие регионов РФ, по территории которых пройдет «Новый Шелковый путь». Транзитный коридор такого масштаба потребует соответствующей инфраструктуры, что, по идее, должно позитивно сказаться на положении малого и среднего бизнеса, а может быть и граждан, хотя бы некоторых.
  • С политической точки зрения, тоже масса плюсов. Влияние России в среднеазиатском регионе значительно вырастет, а на европейских «партнеров» в случае чего возникает еще один рычаг экономического давления.
  • Внутренние перевозки как грузовые, так и пассажирские только выиграют от строительства новых магистралей. Например, по оценкам экспертов время поездки от Москвы до Казани сократится с 12 до 6,5 часов. Данные из паспорта проекта «Европа – Западный Китай».