О перспективах сотрудничества России и Африки в вопросе инфраструктурных связей

Поговорим о международном гуманитарно-экономическом форуме «Россия – Африка 2023», конечно же, в контексте близкого нам вопроса инфраструктурных связей Африки.

Одной из сторон саммита, по мнению некоторых экспертов, основной, является экономическое взаимодействие стран Африки и Российской Федерации. Для оценки этого аспекта нужно хотя бы примерно представлять соотношение экономик нашей страны и Африканского континента. Итак, по данным международных финансовых организаций совокупный ВВП стран Африки за 2022 год оценивается чуть больше, чем в два с половиной триллиона долларов. ВВП РФ по данным Росстата оценивается в 153 триллиона, правда, рублей РФ. Исходя из плавающего курса доллара, а также, что важно, из кросс-курсов различных африканских валют и рубля по отношению к доллару США, ВВП РФ и совокупный ВВП африканских стран можно считать сопоставимыми. Но есть нюанс.

Наиболее экономически развитыми странами Африки являются арабские страны севера континента (Алжир, Марокко, Ливия, Египет, Тунис, Южноафриканская Республика и Сейшельские острова). Вышеперечисленные страны имеют прочные связи со всем цивилизованным миром, им в объятия большого северного условного соседа прыгать совершенно не хочется (если, конечно, не считать ЮАР, которая заинтересована больше в китайских финансовых ресурсах, которых, просто-напросто, больше). Страны же, напрямую заинтересованные во взаимоотношениях с Россией зачастую представляют из себя довольно печальное зрелище – война, голод, тотальная нищета и повальная необразованность населения.

Теперь о главном. Транспортная инфраструктура. Трансконтинентальная дорожная сеть Африки по большей части представлена девятью международными трассами:

  • Каир –  Дакар – Связывает крупнейшие порты стран северной Африки;
  • Дакар – Лагос – является логическим продолжением предыдущей и проходит вдоль западного побережья;
  • Лагос – Момбаса – трасса между крупнейшими портами Нигерии и Кении;
  • Дакар – Нджамена
  • Нджамена – Джибути – вместе с предыдущей трассой образуют автомагистраль чрез всю центральную Африку
  • Триполи – Кейптаун – Соединяют крупнейший порт ЮАР и Ливии
  • Каир – Кейптаун – в пояснениях не нуждается.
  • Лагос – Алжир
  • Бейра -Лобиту – Трасса из Мозамбика в Анголу.

Данная транспортная концепция была разработана Экономической комиссией ООН для стран Африки и имела на бумаге множество благородных целей, которые должны быть достигнуты вместе с экономическим развитием африканского континента. Однако практика показывает иное. Когда трасса проходит по территориям экономически развитых стран, то по ней можно даже ехать, а в некоторых местах еще и с относительным комфортом. Это страны, имеющие выход к морям и хотя бы один крупный национальный порт. А вот при пересечении границы Демократической Республики Конго или, например, Южного Судана, дорога волшебным образом прекращается… А из подлеска ближайшего буша, начинают появляться странного вида люди с ржавыми автоматами и весьма недружелюбными лицами. Такая же картина встречает нас в Центральноафриканской республике, Чаде, Нигере, Конго (не путать с ДР Конго, хотя, можете путать, ситуация примерно одинаковая), Экваториальной Гвинее и Гвинее Бисау. Можно легко набрать еще полтора десятка таких государств, ВВП которых сопоставим с райцентром не самого богатого региона РФ.

И так, с кем же мы будем дружить? И как? Денег у России вроде бы достаточно, по крайней мере, в сравнении с Либерией и Сомали. Однако дружить как дружил Советский Союз или даже как сейчас дружит Китайская Народная Республика у нас, увы, пока не получится. Дружить же как США или страны западной Европы – не наш метод.

Саммит «Россия – Африка 2023» показал, что перспективы есть и немалые. У нас на данном этапе есть, что предложить, как богатейшим, так и беднейшим странам континента. От строительства атомных электростанций до снабжения минеральными удобрениями. Инвестиционный потенциал России весьма высок, в особенности в совокупности со странами БРИКС и ЕврАзЭС. Идея о взаиморасчетах в национальных валютах тоже весьма замечательна и актуальна. Отношения в рамках взаимовыгодного ресурсного обмена тоже кажутся нам весьма перспективными.

Что же, мы надеемся, что через пару десятилетий, а может и раньше, дороги в центральной Африке, в том числе стараниями России, будут не хуже, чем, например, в ЮАР или Намибии. А, как показывает практика, будет дорога – будут и рабочие места, и уровень жизни… Вообще всё будет!