«Профессиональные жалобщики» – чума госзакупок

В настоящее время в Российской Федерации идет активная работа по реализации нацпроектов в различных социально-значимых отраслях. В рамках государственных и муниципальных закупок, необходимых для исполнения поставленных задач задействованы заказчики, поставщики, экспертные и иные организации. Но есть еще один «теневой» тип участников – это, так называемые «профессиональные жалобщики». Зачастую, они не являются участниками государственных закупок и не имеют фактического намерения получить тот или иной подряд. Цели у них совершенно другие. 

«Профессиональные жалобщики» – кто они?

«Профессиональные жалобщики» – это некие организации (в большинстве случаев, из имущества только компьютер и принтер и в штате один человек) или частные лица, которые при подаче жалоб на закупки преследуют цель не восстановить свое нарушенное право на участие в закупке, а приостановить или вовсе сорвать проведение торгов. При этом они могут в отдельных случаях действовать в интересах иных, таких же, как и они, недобросовестных участников системы закупок. Цели противоправных схем, как правило, следующие.

  • Вымогательство материальных средств с заказчика в обмен за ненаправление или отзыв жалобы. При этом главный довод принять условия злоумышленников – избежание возможного штрафа для заказчика со стороны антимонопольного органа за допущенные нарушения, отраженные в жалобе.
  • Предложения в подготовке «идеальной документации» закупки, мотивируя это тем, что заказчик не сможет ее правильно и безошибочно оформить самостоятельно, тем самым даст повод для жалобы (которую сам новоявленный «добровольный помощник» оперативно и направит в контрольно-надзорный орган), то есть таким образом «играют» (фактически используя шантаж) на опасениях и рисках получения штрафа заказчиком за составление и утверждение не соответствующей требованиям закона документации закупки или вымогательство материальных средств с участников закупок. Например, с победителей торгов – угрожая с помощью жалобы «развалить» аукцион или конкурс, что повлечет отмену его результатов и соответственно, потерю права на заключение государственного контракта.

О последствиях жалоб

Следует сказать, что антимонопольная служба постоянно следит за четким исполнением законодательства о закупках, со всем вниманием рассматривая каждую поданную в ведомство жалобу.

Как известно, закон 44-ФЗ довольно суров и строго регламентирует все действия заказчика. Зачастую сделать все идеально не удается, и в большинстве случаев можно найти повод для жалобы. Вместе с тем Антимонопольная служба зорко следит, чтобы заказчики не нарушали требования «закупочного» закона. За любой шаг в сторону грозят штрафы. Но еще более неприятным последствием может стать задержка процедуры. Ведь даже если жалоба будет отклонена, на время проведения проверки закупку приостановят. Потребность не будет удовлетворена вовремя, а это может повлечь нарушение прочих сроков.

В среднем по нашей статистике около 50% жалоб признаются обоснованными (а в случае Московского УФАС – 90%), выдаются предписания о внесении изменений либо отмене закупок. Кроме того на допустивших нарушения государственных заказчиков – членов комиссий заказчика – накладываются штрафные санкции. Размеры штрафов варьируются в зависимости от состава нарушений. Это может быть штраф 3 000 рублей за утверждение документации с нарушениями либо до 30 000 рублей на членов комиссии за необоснованный отказ в допуске.

Жалобы в контрольный орган – это важный инструмент и способ предотвратить нарушения, допущенные на начальной стадии закупки (до заключения контракта). После заключения контракта, обжаловать результаты торгов возможно только в судебном порядке.

Ранее в  большинстве своем жалобы направлялись добросовестными участниками торгов, чьи права тем или иным образом были нарушены заказчиками. Этим участникам реально интересна закупка. Это законный, верный и цивилизованный путь отстоять свою правоту.  Антимонопольный орган рассматривает жалобы в течение 5 дней. При этом на рассмотрение жалобы присутствуют Заказчики и лица, направившие жалобу. Но, к сожалению, имеется немало случаев, когда иная категория участников – «профессиональные жалобщики» – злоупотребляя правом, внедряется в процесс госзакупок, преследуя исключительно свои «меркантильные» цели.  

В результате наступают неприятные последствия. Например, в виде приостановки всей процедуры закупки. В том числе откладывается срок заключения контракта. Как правило, нарушения, которые указывают данные жалобщики, в большинстве случаев являются некритичными, формальными. Или, как иногда говорят, «техническими», то есть, принципиально не влияющими на общую ситуацию с закупкой. Например, заказчик сослался на недействующий ГОСТ при описании объекта закупки, или проект контракта был составлен без учета определенных изменений в законодательстве, или заказчик неверно посчитал сроки при размещении документации и т.п.

Общаясь со своими коллегами из других регионов, мы наблюдаем аналогичную картину. В том числе и с участием вышеуказанных коммерческих организаций. В антимонопольные ведомство обращаются не за защитой своего права на участие в торгах, а для того, чтобы попытаться приостановить проведение закупки либо отменить закупку, не преследуя при этом цель фактического участия в конкурентных торгах.

Оценивая действия «профессиональных жалобщиков», с учетом масштабов нашей огромной страны, можно говорить, что ущерб от таких действий по стране – многомиллиардный.

У многих участников закупок на слуху такие лица как ИП БЛИНОВА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ОГРНИП 322450000017135, зарегистрирована 27.10.2022 г., но успевшая подать 1 410 жалобу, ТОЖИБАЕВ ЗАХИДЖОН ПАЗИЛЖОНОВИЧ ОГРНИП 323665800003520, зарегистрированный 12.01.2023 г. подавший 1 636 жалобу (в СМИ прозван в Воронеже «Король срыва госзакупок», а в Волгодонске жалобами парализовал закупки учреждений Волгодонска, в Тамбове про него говорят «Захиджон разбушевался», ООО ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРАВОСУДИЕ ИНН 3257075050, ООО СИДДХИ ИНН 9705092504 и ООО РЕГИОН ГРУПП ИНН 9724123388.

Как видно, основных жалобщиков всего пять. Но эти пять лиц различной организационной формы парализовали госзакупки всей страны. Страдают все заказчики и подрядчики, но никто с ними ничего сделать не может, ни Прокуратура, ни УФАС РФ, ни МВД. Горстка жуликов «кошмарит» всю страну. Данные участники, как вы поняли, не приняли участие ни в одной закупке. Они подают жалобы без привязки к определенному виду деятельности, т.е. страдают все отрасли российской экономики.

Инструменты борьбы с «профессиональными жалобщиками»

Пока у заказчиков есть лишь один надежный инструмент борьбы – это повышение собственной квалификации. Если сотрудники, отвечающие за подготовку и проведение закупок, будут профессионалами своего дела, то никакие жалобщики не смогут найти повода для обращения в ФАС. Но это не так просто, особенно в современных условиях, когда закупочная деятельность претерпевает серьезные изменения.

Еще один шаг на пути устранения излишних поводов для жалоб – применение типовых документов. В рамках торгов по 44-ФЗ разрабатываются типовые контракты. В законе 223-ФЗ появляются нормы о типовых Положениях о закупке. Прочие документы заказчики могут самостоятельно привести к стандартному виду: разработать шаблоны, в которых будут меняться только параметры конкретной закупки. Но это все долгие мероприятия, а нужно быстрое решение, а это привлечение «жалобщиков» к головной ответственности. Тут нужно и слово УФАС РФ, и Минфина, и Генеральной прокуратуры совместно с МВД.

Необходимо принять комплекс мер для отпора «профессиональным жалобщикам», намеренно срывающим государственные закупки.