Национальный проект БКД “шагает” по стране и позволяет не только улучшить дорожную сеть, сделать ее современной и безопасной, но и открывает новые туристические маршруты, что способствует развитию внутреннего туризма.

Нацпроект “Безопасные и качественные автомобильные дороги” уже не один год способствует приведению дорожной и уличной сети в нормативное состояние. Сегодня хотелось бы уделить внимание именно федеральным дорогам и сделать акцент на то, что было сделано в ушедшем 2022 году. За четырех года в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» обновили более 6 тыс. км трасс в составе популярных туристических маршрутов. Об этом сообщает 30 января пресс-служба Росавтодора.

«Транспортный комплекс к новому туристическому сезону готов. Минтрансом России и предприятиями отрасли сделано все, чтобы поездки для наших граждан оставались доступными, комфортными и безопасными», – отметил 24 января министр транспорта РФ Виталий Савельев на совещании с Президентом РФ Владимиром Путиным.

Доступнее стали природные красоты Алтая. Масштабные работы проводятся на федеральной трассе Р-256 «Чуйский тракт», которая в 2022 году отметила свой вековой юбилей. Дорога имеет большое значение для местных жителей и для туристов – здесь расположены населенные пункты, садоводства, детский лагерь отдыха, по трассе ежегодно едут сотни тысяч автопутешественников. Так, в Республике Алтай в прошлом году отремонтировали 53 км – работы выполнены на трех участках в Онгудайском районе, вблизи популярных природных объектов. Ремонт участка от перевала Чике-Таман до Бома Кур-Кечу с 668-го по 684-й км стартовал в 2021 году, в эксплуатацию ввели 10 км, еще 6 км сдали летом 2022 года. Два участка с 718-го по 765-й км находятся за природным парком Чуй-Оозы. Трасса проходит вдоль парка петроглифов Калбак-Таш, Чуйского оленного камня, скалы Белый Бом и водопада Ширлак.

Работы проведены и на подъезде к озеру Телецкому в составе трасы Р-256, который входит в пятерку самых глубоких озер России (включая Каспийское море) и занимает 2 место среди крупнейших пресноводных озер страны. С 1998 года водоем является объектом Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Подъезд к озеру был передан в федеральную собственность в 2020 году. В 2021 году к нормативам привели участки от села Кызыл-Озек до села Карасук и от перевала Карасук до села Паспаул, а в 2022 году после капремонта были введены еще 18 км. Обновление дороги продолжат в 2023 году – планируется завершить ремонт участка с 139-го по 150-й км и начать капремонт участка с 70-го по 80-й км.

В 2022 году значительный объем работ проведен на дорогах, ведущих к местам притяжения туристов на черноморском побережье. В прошлом году закончилось строительство Северного обхода Анапы на дороге А-290 «Новороссийск – Керчь» – движение запустили в декабре. В 2023 году введут в эксплуатацию два реконструированных участка трассы А-290 с 52-го по 73-й км и с 73-го по 100-й км – их расширят до четырех полос. С запуском участков маршрут к Крымскому мосту и к популярным природным объектам полуострова станет еще более комфортным.

Сложные восстановительные работы в 2022 году выполнены на трассе А-147 «Джубга – Сочи», которая ведет к олимпийской столице, курортам Адлера и горнолыжным комплексам. Ремонт магистрали сопряжен с необходимостью возведения подпорных стен на длинных буронабивных сваях и с заменой слоев дорожной одежды на всю глубину. Почти на всем протяжении (212,5 км) дорога-серпантин прорублена в горах с нестабильной геологической средой. Поддержание в нормативном состоянии трассы требует немалых усилий. В прошлом году на дороге А-147 ремонтные работы велись на 12 участках, всего было построено 13 стен протяженностью 1,2 км в комплексе с 895 сваями, уложено 59,7 тыс. кв. м асфальта. Капитально были отремонтированы два моста в Джубге и Саркизовой Щели. В этом сезоне введут в эксплуатацию участки с 122-го по 126-й км и приведут к нормативу покрытие на отрезке между 143-м и 158-м км.

Обновляются туристические маршруты и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Например, в Хабаровском крае продолжается планомерная работа по приведению в нормативное состояние дороги А-376 «Хабаровск – Лидога – Ванино – Комсомольск-на-Амуре», которая была передана в федеральную собственность в 2019 году и находилась тогда в плохом состоянии. Трасса связывает два крупных культурных и промышленных центра Хабаровского края – Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре – с отдаленными районами края, а также обеспечивает доступ к горнолыжному комплексу «Холдоми». Курорт располагается в экологически чистом месте, в окружении широколиственных и хвойных лесов. В 2022 году на трассе А-376 в рамках капремонта к нормативному состоянию привели 69 км, а также обновили мост через реку Ильму.

На трассе А-370 «Уссури» (Хабаровск – Владивосток) в 2022 году после капитального ремонта ввели в эксплуатацию 18 км, а в ходе обустройства участка с 367-го по 376-й км обустроена площадка для отдыха водителей. В 2023 году планируют начать реконструкцию перехода через реки Лесную и Бикин на трассе «Уссури», которая проходит через поселок Горные Ключи и является популярным туристическим маршрутом к всесезонным курортам Приморского края. Сам поселок Горные Ключи расположен в красивейшем месте Уссурийской долины. Наличие уникальных бальнеологических здравниц, близость минеральных источников и чистый воздух делают эти места привлекательными для отдыхающих.

Среди других масштабных проектов – реконструкция федеральной дороги А-360 «Лена» (Невер – Якутск). В районе Тынды в Амурской области завершена реконструкция участка с 165-го по 172-й км. В регионе продолжатся работы на 20-километровом отрезке дороги, что позволит улучшить условия проезда, сократить время в пути, а также обеспечить безопасный и комфортный проезд к горнолыжным курортам и комплексам. Одним из таких является горнолыжный комплекс «Петровы горы». С вершины здесь открывается прекрасный вид на Нерюнгри и окружающую природу. Еще одна лыжная база – «Алдан». Это часть лыжно-биатлонного комплекса, который с 2017 года входит в федеральный реестр спортивных объектов для подготовки сборных команд России по лыжным видам спорта. Новый горнолыжный склон в Якутии был открыт в 2022 году.

Модернизируется и трасса Р-258 «Байкал» – единственная федеральная трасса, которая ведет к самому глубокому озеру в мире – Байкалу. В 2023 году продолжатся работы по реконструкции моста через р. Переемную на 224-м км, начнется реконструкция мостов через р. Большую Ивановку, Клюевку, Большую Осиновку, Толбазиху, продолжится капремонт двух участков дороги в Бурятии протяженностью 31 км и одного в Иркутской области длиной 4 км, будет завершен капремонт моста через р. Подосиновку на 205-м км.

В рамках нацпроекта БКД также активно обновляют региональные трассы, ведущие к озеру Байкал. В Иркутской области в 2022 году завершили ремонт трассы «Иркутск – Большое Голоустное». Долгое время значительная часть автодороги была гравийной и находилась в неудовлетворительном состоянии, поэтому жители региона и туристы выбирали отдых в других местах Байкала. Теперь благодаря нацпроекту Иркутск и Большое Голоустное связывает 114 км качественной асфальтированной трассы.

Удобнее стали маршруты и к природным локациям Северного Кавказа. В 2022 году завершили реконструкцию 30-километрового участка трассы А-157 «Минеральные Воды – Кисловодск» в Ставропольском крае, соединяющей международный аэропорт имени М.Ю. Лермонтова с городами-курортами Кавказских Минеральных Вод ‒ Железноводском, Ессентуками и Кисловодском. Также она является коридором с выходом на Военно-Сухумскую дорогу в Карачаево-Черкесии. Дорога А-157 ‒ одна из самых загруженных на Северном Кавказе: ежедневно здесь проезжает более 20 тыс. автомобилей, а к 2033 году трафик увеличится в два раза. Это обусловило необходимость ее расширения до четырех полос и устройство разделительного ограждения. Теперь дорога четырехполосная на всем протяжении.

В Республике Северная Осетия ‒ Алания в 2022 году завершена реконструкция тоннеля, ведущего к всесезонному туристско-рекреационному комплексу «Мамисон». Сооружение, расположенное на примыкании от трассы А-164 «Транскам», – один из главных объектов дорожной инфраструктуры, который обеспечит комфортабельное и безопасное передвижение к «Мамисону» и другим туристическим объектам в Мамисонском ущелье.

Кроме того, в 2023 году на федеральной сети завершится ремонт важного участка дороги А-155 «Черкесск – Домбай – граница с Республикой Абхазия» с 0-го по 9-й км в КЧР. До конца сезона специалисты отремонтируют четырехполосный участок на отрезке от столицы региона до Усть-Джегуты. Трасса является популярным маршрутом к всесезонным курортам Теберда, Архыз и Домбай Карачаево-Черкесской Республики.

«Важно отметить, что совершенствование дорожной сети способствует качественному развитию внутреннего туризма, что, в свою очередь, придает стимул и экономическому росту регионов: создаются новые рабочие места, осуществляется поддержка локальных промыслов. Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» только в 2022 году в российских субъектах привели к нормативам свыше 400 участков региональных автодорог, ведущих к местным достопримечательностям. Их протяженность составила 2 тыс. км. А за период с 2019 по 2022 год были отремонтированы порядка 1,2 тыс. участков общей протяженностью 6 тыс. км», – отмечается в сообщении ФДА.